![1 Тайгета Леонидовна Маринич](http://rvs-tech.ru/wp-content/uploads/2023/05/2ris1-300x225.jpg)
По оценкам специалистов потери средств от трения и износа в развитых государствах составляют 4-5% национального дохода, а преодоление сопротивления трения поглощает во всем мире 20-25% вырабатываемой за год энергии. Отмечается, что основной причиной выхода из строя деталей машин и механизмов в эксплуатации является изнашиваемость поверхностей трения.
Инженеры Ленинградского института авиационного приборостроения, решая задачу повышения износостойкости пар трения, предложили использовать минеральные композиции.
![Удостоверение к медали ВДНХ](http://rvs-tech.ru/wp-content/uploads/2023/05/2ris2.jpg)
Это направление исследований было поддержано председателем Ленинградского филиала Межведомственного научного совета по трибологии при АН СССР генеральным директором «Механобр» В.И.Ревнивцевым, который организовал фундаментальные исследования возникновения противоизносных свойств минералов в процессе активации. Заслуги учёных по борьбе с износом оценили в 1987 году: на ВДНХ – ЛИАП удостоили дипломом I степени, золотой медалью — Маринич Тайгету Леонидовну — старшего научного сотрудника института, разработчика геоэнергетических технологий (рис.1, рис.2).
Прикладные исследования этого направления позволили создать технологию управления износом в парах трения.
На рисунке 3 изображена классическая условная кривая зависимости износа пары трения от времени: участок 2 – период нормальной эксплуатации, участок 3 – период катастрофического износа, приводящего в выходу механизма из строя, участок 4 – линия синего цвета демонстрирует изменения хода классической кривой износа в результате использования специальных минеральных композиций – частичную компенсацию величины произошедших износов и снижение интенсивности дальнейшего износа восстановленных поверхностей.
![Условная кривая зависимости износа пары трения от времени.](http://rvs-tech.ru/wp-content/uploads/2023/05/2ris3.jpg)
Таким образом, применение специальных минеральных композиций позволяет поддерживать значения зазоров в парах трения работающих механизмов в допустимых диапазонах, обеспечивая нормальную эксплуатацию в необходимом временном интервале без аварийного износа (рис.4).
На рисунке 4 показано изменение хода классической условной кривой зависимости износа пары трения от времени: участок 3 – период нормальной эксплуатации, обеспечиваемый повторными применениями минеральных композиций. Промышленный вариант этой технологии получил название «РВС-технология» по названию используемых минеральных композиций — ремонтно-восстановительных составов (РВС).
![Управление износом с использованием РВС-технологии.](http://rvs-tech.ru/wp-content/uploads/2023/05/2ris4.jpg)
РВС-технология (патент РФ на изобретение №2266979) – безразборная технология восстановления и улучшения характеристик машин и механизмов без вывода из эксплуатации с использованием ремонтно-восстановительных составов (РВС), реализующих эффекты восстановления и «безызносности» в парах трения.
Обработка по РВС-технологии оборудования, находящегося на разных этапах эксплуатации, позволяет гарантированно улучшать его характеристики:
— увеличивать межремонтный ресурс работы узлов и механизмов в 2 раза и более;
— обеспечивать безаварийную работу при экстремальных режимах эксплуатации – даже при полном отсутствии масел и смазок;
— увеличивать полезную мощность механизмов до 15%;
— увеличивать срок службы масел в 2 — 4 раза;
— снижать потребление электроэнергии и топлива на 2% — 15%;
— снижать шумы и вибрации при работе механизмов;
— снижать вредные выбросы двигателей внутреннего сгорания (ДВС).