Одна из готовых к внедрению прогрессивных разработок — РВС-технология (RVS-Technology) позволяет комплексно решать проблемы износостойкости, а также эффективной эксплуатации машин и механизмов с минимальными затратами и значимым технико-экономическим эффектом.
Как это работает
РВС-технология — это возможность предотвращения износа новых и восстановление изношенных узлов и механизмов без разборки в режиме штатной эксплуатации; представляет собой совокупность технологических операций использования ремонтно-восстановитель-ных составов (РВС), состоящих из природных минералов, добавок и катализаторов.
При обработке механизмов, в зависимости от их конструкции и условий эксплуатации, РВС вводятся в штатную масляную систему или в консистентную смазку, либо наносятся непосредственно на обрабатываемые детали. Попадая на поверхности трения и контакта работающих механизмов, частицы РВС — изменяясь сами — изменяют и поверхности: создавая новообразования, которые в своей массе приподнимаются над изношенной частью и компенсируют этот износ, оптимизируя зазоры пар трения. Образованная таким способом поверхность обладает уникальными свойствами и называется специалистами «металлокерамическим защитным слоем» (МКЗС).
Преимущества, подтвержденные на практике
Эффективность применения РВС-технологии подтверждена не только в рамках научно-исследовательских экспериментов или ресурсных испытаний, но и практическими работами во всех отраслях промышленности, энергетики и транспорта.
С 1998 года эффективность новой технологии подтверждается результатами обработок оборудования на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта (ЗАО «Транспортная компания «ЛУКойл-Транс» Пермский филиал, УЖДТ ОАО «ЛГОК», АО «Харьковский подшипниковый завод», СПЦ ОАО «Северсталь»); в метрополитенах (Харьковский, Петербургский) и на железных дорогах (Московская, Забайкальская, Октябрьская, Юго-Восточная, Южно-Уральская, Свердловская, Восточно-Сибирская, Красноярская, Куйбышевская, Северная и Дальневосточная).
Такая востребованность РВС-технологии обусловлена рядом преимуществ. В их числе можно назвать следующие: окупаемость работ в данном случае составляет от четырех до восьми месяцев; возможность выполнения операций в режиме штатной эксплуатации оборудования без остановки технологического процесса; восстановление эксплуатационных характеристик с износом до 50%, а в отдельных случаях — имеющего предельно допустимый износ. Кроме того, РВС-технология применяется не только для восстановления изношенных узлов механизмов, но и для предотвращения износа новых: при этом ремонтно-восстановительные составы не влияют на физико-химические характеристики масел и смазок, не требуют добавки при замене последних, т.к. не являются присадками. Ко всему вышеперечисленному можно добавить и тот факт, что данная технология при своевременном применении значительно дешевле и эффективнее традиционного ремонта.
На сегодняшний день полностью отработаны технологии восстанови-тельного — с использованием ремонтно-восстановительных составов (РВС) дизелей, компрессоров, редукторов, подшипников всех типов основного и вспомогательного оборудования технологического парка ОАО «РЖД». Определена экономическая эффективность применения РВС-технологии по методикам МПС. Так, например, дизель тепловоза (обработанный по РВС-технологии) работает в течение 34-х месяцев без ухудшения достигнутых параметров. Экономическая эффективность от проведения восстановительного ремонта по РВС-технологии дизеля ПДГ-1М (тепловоза ТЭМ-2) составляет более 260-ти тысяч рублей в год.
Это создает предпосылки для реализации перехода от планово-предупредительной системы ведения ремонтных работ — к работам на основе оценки устройств «по фактическому состоянию». Такая уверенность подтверждается результатами ресурсных испытаний РВС-технологии дизелей магистральных тепловозов по программе Министерства железных дорог Китая — всего было обработано более ста тепловозов на десяти дорогах. Проверка геометрических параметров цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов не выявила их износа после пробега тепловозов на 300000 км. На Гуанчжоуской железной дороге 55 тепловозов, обработанных по РВС-технологии, средний ремонт по дизелю не проходили и были переданы в дальнейшую эксплуатацию; пробег отдельных проверяемых тепловозов достиг уже 600000 км.
Здесь же можно привести результаты НИР и промышленных испытаний, проведенных Забайкальской железной дорогой:
— износ гребня снижается в 2,4 раза;
— ожидаемый годовой экономический эффект на одну колесную пару составляет от восьми до тринадцати тысяч рублей.
Подразделения других филиалов ОАО «РЖД» технически и организационно так же готовы применять РВС-технологию на своем оборудовании, однако отсутствие целевого финансирования из центра является камнем преткновения.
Эти трудности успешно преодолеваются в Уральском регионе при поддержке руководство Свердловской железной дороги: достигнуто соглашение о совместном долевом финансировании проекта по снижению износа в системе «рельс-колесо«, основным заказчиком которого является ОАО «Сильвинит». Опыт эксплуатации вагонного парка этой компании показал, что износ гребней колесных пар минераловозов (хоппердозаторов) составляет в среднем 0,8 мм на 10000 км. Средний ресурс колесной пары до отправки ее в капитальный ремонт — около 40000 км пробега, а сам капремонт для объединения составляет в среднем 70000 рублей.
Поэтому было принято решение о проведении экспериментальных работ, используя опыт Забайкальской железной дороги с учетом региональной специфики. Полученными результатами смогут воспользоваться и другие предприятия. На территории только Пермской области потенциальными потребителями РВС-технологии на железнодорожном транспорте (кроме ОАО «Сильвинит») являются ОАО «Уралкалий», ОАО «Метафракс», ЗАО «Сибур-Химпром», ООО «Лукойл-пермнефтеоргсинез» и другие — общее количество вагонов превышает 8000 единиц. Причем вышеперечисленные предприятия с 2005 года планируют использовать РВС-технологию также и на своем оборудовании.
За рубежом
В настоящее время РВС-технология применяется не только в России (около 50-ти представительств), но и в зарубежных странах.
По программе Министерства железных дорог Китая эта технология прошла испытания на десяти дорогах этой страны. По результатам испытаний Управлением эксплуатации этого Министерства на все магистрали КНР направлено рекомендательное письмо о применении РВС-технологии.
В Финляндии она также получила поддержку государства — ее представили в ежегодном правительственном издании «Высокие технологии Финляндии», распространяемом по всем своим официальным представительствам в других странах. Сегодня здесь производятся ремонтно-восстановительные составы для обработки бензиновых и дизельных двигателей, КПП и дифференциалов, а также продукты для обработки промышленного оборудования.
Перечисляя страны, где применяется РВС-технология, можно назвать: Японию и Англию; Канаду и Германию; Нидерланды и Швецию; Чехию, Латвию и Литву; Белоруссию и Украину; Казахстан, Вьетнам, Аргентину и Сингапур; Малайзию и Филиппины.